Отключение ЕГР

Отключение клапанов EGR


НАШ СЕРВИС РАБОТАЕТ ЕЖЕДНЕВНО с 09.00 - 21.00 Звоните: +7 (499) 390-90-21

Все возрастающие требования развитых стран к экологическим нормам заставляют производителей делать все для снижения токсичности выхлопных газов. Поэтому в современных автомобилях используется система рециркуляции выхлопных газов (EGR). Она предназначается для снижения количества оксидов азота (NOx) в выхлопных газаъ за счет того, что часть отработанных газов возвращаются в выхлопной коллектор и задействуются заново. Подобная система применяется в некоторых атмосферных (только атмосферных) бензиновых моторах и практически во всех современных дизельных двигателях, как атмосферных, так и турбированных. Но, как можно перефразировать известную пословицу – «что немцу хорошо, русскому плохо» - в нашей стране в большинстве случаев система EGR наоборот, ухудшает динамику автомобиля и приводит к повышенному износу элементов поршневой группы, поэтому 95% автовладельцев глушат или отключают ее. Рассмотрим в статье принцип работы EGR, ее достоинства и недостатки, а также как правильно отключить эту систему.

Принцип работы ЕГР

Эта система основана на принципе обогащения воздушной смеси отработанными выхлопными газами. При сжигании смеси в рабочем цилиндре количество образованных NOx прямо пропорционально температуре – чем она выше, тем большее количество NOx выделяется при горении. Когда в воздушную смесь возвращается часть отработанных газов, это снижает необходимую для горения температуру и сократить затраты топлива.
На сегодняшний день существует три варианта схем ЕГР, отвечающих разным экологическим нормам:

  • Стандарт «Евро-4». На силовых агрегатах, соответствующих этому стандарту, используется ERG высокого давления. Отработанные газы через перепускной клапан рециркуляции направляются во впускной коллектор. Дроссельная заслонка регулирует интенсивность подачи. В некоторых видах моторов газы направляются в дополнительный охладитель, включенный в общий контур – это позволяет значительно уменьшить температуру выхлопа и количество NOx. Максимальное содержание NOx в выхлопе не превышает 0.25 г/км.
  • Стандарт «Евро-5». В таких моторах используется более совершенная система EGR низкого давления. В этой схеме газы сначала очищаются в сажевом фильтре, что задерживает в себе микрочастицы сажи и нагар. Затем очищенные газы направляются в охладитель, после чего через заслонку подаются во впускной коллектор уже непосредственно перед турбиной. Таким образом, решается сразу три проблемы: снижается температура отработавших газов (следовательно, ниже уровань NOx), газы очищаются от сажи и не возникает потери давления в турбине. Максимальное содержание NOx не превышает 0.18 г/км.
  • В двигателях стандарта «Евро-6» использует комбинированную систему EGR. В таких схемах применяется сразу две магистрали рециркуляции – низкого и высокого давления. В обычном режиме работает магистраль низкого давления, с очисткой газов от сажи и промежуточным охлаждением рециркулируемых газов. В некоторых режимах подключается магистраль высокого давления. Несмотря на то, что в ней нет дополнительного охладителя, все равно такая комбинация позволяет свести к минимуму выброс вредных веществ – максимально допустимая концентрация оксидов азота в выхлопных газах составляет не более 0.08 г/км.

Виды EGR по принципу управления

Существует три типа системы рециркуляции выхлопных газов, различающиеся по конструкции клапана управления.

  • Пневмомеханические системы – самые капризные и неточные, используются в старых двигателях до стандарта «Евро-2». Клапан работает за счет перепада давления над дроссельной заслонкой и удерживается механической пружиной.
  • Электропневматические – применяются в моторах стандарта «Евро-2/3» и, в свою очередь, разделаются на четыре варианта по типу основного датчика, чьи показания считываются контроллером. Регулировка производится либо электроклапаном, либо электропневматическим преобразователем.
  • Электронные – самые современные, используются начиная с «Евро-4». Для управления используется электронный блок, позволяющий плавно регулировать поток газов в системе.

Недостатки EGR

О достоинствах, таких как экономия топлива и снижение вредных выбросов в атмосферу, было сказано выше. Но у этой системы есть и свои недостатки. Прежде всего, работает она не всегда. К примеру, она не включается, когда двигатель работает на холостых оборотах (до 1000 об/мин) или выше 3200-3500 об/мин. Также она не включается «на холодную», когда температура жидкости в системе охлаждения ниже 60 град., а при 100 град. автоматически отключается.
Еще один минус, ради которого и производят отключение клапана EGR – это нагар. Это настоящий бич для дизелей, работающих на отечественном топливе. У нас эффект от использования системы совершенно обратный – из-за высокого содержания серы в солярке, топливо сгорает не полностью, образуя нагар. Сажевый фильтр ставится не на все модели и к тому же, быстро забивается, поэтому многие владельцы просто его снимают. Частички сажи попадают во впускную систему коллектора и оседают на поршнях, датчиках и в других местах, снижая компрессию в двигателе. Как следствие, падает мощность, увеличивается время турбоямы и время выхода мотора на буст.

Как заглушить клапан EGR

Для водителя состояние и характеристики двигателя гораздо важнее того, сколько вредных веществ выбрасывается в атмосферу. Поэтому многие из них, испытав все «прелести» засорившегося датчика, попросту заглушают клапан EGR. Сделать это не так и сложно, но нужно знать ряд моментов.

  • У разных двигателей могут стоять разные типы ЕГР – это нужно понимать. Поэтому для VW Passat B5 и DAF XF95 процедура «глушения» будет отличаться, хотя и ненамного.
  • В современных системах применяется электронный клапан управления, информация с которого подается в ЭБУ мотора. Если просто заглушить клапан, то центральный процессор получит информацию о том, что клапан не работает и выдаст ошибку двигателя – Check Engine, автоматически переходя в работу в аварийном режиме. Это не есть хорошо – по сути, мотор будет постоянно работать с ошибкой и может быстро выйти из строя.

Поэтому рекомендуется глушить клапан EGR в специализированном сервисе – мастер через протокол подключится к ЭБУ двигателя, выставит правильные настройки для работы мотора и только после этого установит заглушку. Если же вы решили все делать сами, то алгоритм действий следующий:

  • Подсоединяемся через интерфейс к блоку управления двигателя и с помощью программы приглушаем EGR, выставляя более высокий уровень содержания оксидов азота. Примерно эта величина должна составить 0.3-0.4 г/км. Для большинства современных автомобилей лучше выставить значение до 0.35 г/км – это не противоречит экологическим законам и при этом находится в пределах спецификаций завода.
  • Снимаем сам клапан из системы воздухоснабжения. Зачем снимать? Чтобы почистить его от сажи и нагара – как только вы его снимете, вы поймете, зачем нужно глушить клапан EGR. Если пробег машины составляет не менее 50-60 тыс. км, количество сажи будет просто запредельное.
  • Очищаем клапан от нагара – для этого подойдет растворитель, отвертка и металлическая узкая щетка.
  • Снимаем выпускной коллектор – ситуация тут аналогичная. Чтобы вычистить его качественно, после очистки на 10-12 часов замочить его в растворителе, после чего несколько раз промыть, так как не во все места можно добраться щеткой или отверткой.
  • Установить назад впускной коллектор, заменив при этом прокладку на нем. Если прокладка целая, то можно не менять, но лучше все-таки ее заменить, чтобы не разбирать его потом снова.
  • Переходим к заглушке клапана. Вариантов несколько – можно просто поставить металлическую пластину на канал, можно в дросселе вкрутить винт в клапан. Если устанавливается металлическая пластина, то она должна быть толстой, иначе прогорит. Для многих моторов на Экзисте можно даже найти специальную заглушку с уже вырезанными посадочными отверстиями под болты.

Что изменится после заглушки?

Расход, как показывает статистика, останется прежним – максимальное отклонение может составить до 3-5%, не более. Но изменение тяги вы почувствуете сразу – уже на малых оборотах двигатель работает намного лучше, турбояма или исчезнет полностью, или станет намного меньше, да и выхлоп на высоких оборотах станет чище. Плюс – в двигатель теперь не будет попадать сажа и нагар.
ВАЖНО: при заглушке клапана ЕГР рекомендуется также удалить каталитический нейтрализатор – все равно он очень быстро забьется сажей.

S5 Box